Зарубежный опыт проведения интернет-выборов и проблемы для России

Дурнова И.А. Зарубежный опыт проведения интернет-выборов и проблемы для России // Информационное право. 2007. № 2 (9). С. 26-30. (см. СПС «Консультант Плюс»)

Интернет с каждым годом занимает все более значимое место в нашей жизни. В докладе Организации Объединенных Наций «Об информационной экономике», подготовленном Конференцией по торговле и развитию, говорится о том, что на сегодняшний день в мире пользуются Интернетом более одного миллиарда человек.

Перспективы использования Интернета огромны. В том числе возможно и Интернет-голосование на выборах или референдуме. Ряд стран, такие как Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Эстония, уже применяли технологию Интернет-голосования на выборах различных уровней (от местных до парламентских). Процент голосующих при помощи Интернет во всех странах, как правило, низок, однако, не стоит забывать, что все подобные выборы проводятся на уровне социального и правового эксперимента.

Наиболее крупным политическим событием, на которых применялась возможность Интернет-голосования, стали выборы Парламента Эстонии в марте 2007 года. Возможностью проголосовать с помощью Интернет воспользовались 30275 человек, то есть чуть более 3% всех зарегистрированных избирателей.

Интернет-голосование предполагает возможность граждан с помощью современных технологий осуществлять активное избирательное право на выборах различных уровней. В общем виде процедуру можно описать следующим образом:

1. Избиратель регистрируется на своем избирательном участке и получает ключ электронной цифровой подписи.

2. В день голосования с использованием компьютера, подключенного к Интернет, избиратель при помощи открытого ключа получает доступ к странице со своими персональными данными и виртуальному бюллетеню (списку кандидатов или партий) на специальном веб-сайте.

3. Избиратель выбирает одного из кандидатов или партийный список.

4. Система запрашивает подтверждение выбора, указывая номер, фамилию и имя кандидата (или политическую партию), отмеченные избирателем.

5. Избиратель подтверждает свой выбор при помощи закрытого ключа электронной цифровой подписи.

6. Система выдает сообщение об окончании голосования.

Нельзя не отметить удобство подобной процедуры голосования. Избиратель может осуществить свое волеизъявление не выходя из дома, не покидая место работы или в ближайшем Интернет-кафе. Особенно важно это для людей с ограниченными возможностями или для людей, которые по каким-либо причинам не могут в день голосования посетить избирательный участок (например, находящихся заграницей).

Тем не менее, этой теме уделяется недостаточно внимания, как с технической, так и с юридической точки зрения.

Если говорить о проблеме Интернет-выборов с правовой точки зрения, то в первую очередь вызывает интерес соблюдение основных принципов избирательного права, таких как тайна голосования, гласность и достоверность результатов.

Указанные принципы избирательного права закреплены во многих международных нормативно-правовых актах: в статье 21 Всеобщей декларации прав человека , статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах , статье 3 Протокола N1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных нормативных правовых актах.

В условиях Интернет-выборов принципы избирательного права приобретают иную окраску, нежели при проведении традиционного голосования посредством бюллетеней.

Тайное голосование подразумевает, что каждому голосующему должна быть предоставлена возможность такого голосования, которое не повлекло бы за собой обнаружения того, как он голосовал или намерен голосовать. При этом ни один голосующий не может быть принужден ни в суде, ни иначе объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать, и никто не должен пытаться получить от голосующих, прямо или косвенно, сведения о том, как они голосовали или намерены голосовать .

Право на тайное голосование гарантируется российским гражданам в статье 7 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .

В условиях Интернет-выборов соблюдение принципа тайного голосования становится практически невозможным.

Во-первых, существующие технологии фактически не обеспечивают анонимность голосования. Эта проблема остается даже при многоступенчатом доступе на сервер для голосования и использовании динамической адресации . Невозможно исключить хранение уникальных ключей голосовавших в базе данных на сервере, так как это повлечет возможность повторного голосования одним и тем же лицом и невозможность, в случае необходимости, пересчета голосов.

Во-вторых, каким образом должна происходить аутентификация (установление подлинности избирателя при регистрации) электронно-цифровой подписи? Здесь возможны две ситуации:

1) Если избиратель заранее получает ключ электронной цифровой подписи для доступа на сервер для голосования. При этом одни выборы от других могут быть отделены значительным временным промежутком. Длительный период хранения резко снижает надежность этих ключей. Они могут быть либо похищены в базе данных избирательной комиссии, либо у самого избирателя. Может начаться бойкая торговля такими ключами.

2) Если избиратель получает эти ключи каждый раз накануне выборов, то тогда пропадает основное преимущество голосования через Интернет - удобство, так как за день до голосования избиратель все равно должен лично посетить избирательный участок, зарегистрироваться и получить ключ для доступа .

Выходом из данной ситуации может стать только постоянное и повсеместное применение электронно-цифровых подписей в повседневной жизни, что на сегодняшний день является невозможным для большинства стран.

Хотя в Эстонии онлайновая система для голосования работает при помощи электронных идентификационных карт. С 2002 года такие карты обязательны для всех граждан старше 15 лет. Они служат удостоверением личности в любом месте: от банков до государственных учреждений .

C принятием в России Федерального закона от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи», который обязывает создание инфраструктуры открытых ключей для применения в электронных документах электронной цифровой подписи, в России активизировалась работа в этой области. Были созданы и функционируют на различной программной основе множество удостоверяющих центров. В обеспечение реализации закона Правительство Российской Федерации 30 июня 2004 года было принято постановление № 319 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям», в соответствии с которым на Федеральное агентство по информационным технологиям Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи. Несмотря на определенный прогресс, существует много нюансов, связанных с необходимостью разработки требований и обеспечения необходимого уровня защиты при их использовании .

Подготовка и проведение выборов, обеспечение и защита избирательных прав и свобод граждан и контроль за их соблюдением должны возлагаться на соответствующие избирательные органы, которые в пределах своей компетенции и полномочий должны быть независимыми и эффективно работающими. Работа избирательных комиссий и других участников избирательного процесса должна быть максимально открытой и прозрачной. Поэтому принцип гласности играет значительную роль при проведении выборов во всем мире.

Гласность в Российской Федерации гарантируется частью 5 статьи 3 вышеуказанного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Однако в условиях Интернет-выборов, вследствие большой территориальной разбросанности компьютерных терминалов для доступа в сеть Интернет, становится невозможным какой-либо контроль за процессом голосования со стороны общественности, прессы, наблюдателей и избирательных комиссий различного уровня. Едва ли группа из нескольких десятков человек (например, избирательная комиссия или специальная группа наблюдателей) может контролировать компьютерную информационно-коммуникационную систему, состоящую из десятка тысяч компьютеров, сотен тысяч программно-управляемых единиц коммуникационного оборудования, систем спутниковой связи, сотен тысяч километров линий связи и так далее. У специалистов в области информационно-коммуникационных сетей эта фраза кроме улыбки ничего не вызывает .

Достоверность результатов едва ли может быть на данном этапе гарантирована гражданам при проведении голосования через Интернет.

Тут возможно много вариантов: от атаки со стороны так называемых «хакеров» сервера с результатами голосования и до создания различных вирусов и других вредоносных программ, которые будут подменять волю избирателя непосредственно на его персональном компьютере.

Только при проведении федеральных выборов 2003-2004 годов на Интернет-портал Государственной автоматизированной системы «Выборы» было совершено 1800 атак (из них 20% из-за рубежа) , которые, по словам прежнего Председателя Центральной избирательной комиссии А.А. Вешнякова были успешно отражены. Однако, не вызывает сомнения, что неправомерный доступ к серверу возможен.

Ярким примером уязвимости систем для Интернет-голосования стала система SERVE (Secure Electronic Registration and Voting Experiment), созданная по заказу Пентагона для голосования через Интернет тех граждан Соединенных Штатов Америки, что находятся за рубежом. Дабы убедить общественность в безопасности и надежности этой системы, министерство обороны США пригласило группу из десяти независимых экспертов, которые должны были объективно оценить SERVE.

Результаты экспертизы оказались неудовлетворительными. В 34-страничном отчете, опубликованном 21 января 2005 года и подписанном, правда, лишь четырьмя экспертами, хорошо известными в кругах компьютерной безопасности (остальные шесть не пожелали публично высказываться и сохранили анонимность), делается недвусмысленный вывод: новая пентагоновская система SERVE и, вообще, голосование через Интернет "предоставляют злоумышленникам чересчур много возможностей вмешиваться в процесс честного и аккуратного голосования, причем такими способами, которые потенциально невозможно выявить. Подобные манипуляции способны изменить результаты выборов, особенно в условиях острой конкуренции и примерно равных шансов кандидатов на победу". В итоге же, делается заключение: система настолько уязвима для всевозможных атак и злоупотреблений, что ее разработку следует свернуть в принципе.

Вообще, система, работающая через Интернет, уязвима для атак, которые могут осуществляться практически из любой точки планеты. Таким образом, говорится в отчете, "не только какая-либо политическая партия может пытаться манипулировать результатами выборов, атакуя SERVE, но то же самое могут делать хакеры, преступники, террористы, мафиозные организации и даже другие страны" .

Для решения этой проблемы, возможно, целесообразным будет привлечение специалистов (в том числе так называемых «хакеров») для разработки и тестирования системы Интернет-голосования в России. Подобная практика существует в ряде стран мира.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение Интернет-выборов в России в данный момент может повлечь нарушение основополагающих принципов избирательного права, и, как следствие, нарушение демократической процедуры выборов.

Кроме того, для введения Интернет-выборов в России потребуется внести изменения в действующее законодательство, связанные с трансформацией процедуры выборов и принципов избирательного права, и возможно даже создание специально закона «Об Интернет-голосовании».

Интернет-голосование имеет и положительные черты. Несомненно, проведение Интернет-выборов положительно скажется на участии молодежи на выборах, так как наиболее активными пользователями Интернета, как правило, являются люди в возрасте до 35 лет, и, как следствие, увеличится участие молодых людей в политической жизни страны в целом.

Проведение Интернет-голосования тесно связано с применением электронно-цифровых подписей. Повсеместное применение электронно-цифровых подписей будет способствовать развитию и укреплению отношений в различных областях жизни как внутри страны, так и с другими странами.

Хочется отметить, что проблема Интернет-голосования является актуальной на сегодняшний день, и ни наука, ни законодатель не должны стоять в стороне от этого явления. Так по прогнозам некоторых ученых, проведение выборов посредством Интернет станет возможным уже к 2015-2017 году.

Использование при подготовке и проведении выборов и референдума Государственной автоматизированной системы «Выборы» в соответствии с федеральным законом является значительной предпосылкой и технической базой для перехода к Интернет-голосованию, так как информационные ресурсы ГАС «Выборы» уже включают в себя персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, информацию о ходе и об итогах голосования, информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума.

Несомненно, введение голосования посредством Интернет необходимо, однако это нововведение требует осторожности, как в техническом плане, так и с юридической точки зрения.

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 10 декабря 1998г.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
  3. Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998г., N 0, ст. 2143.
  4. Вешняков А.А. ООН и международные избирательные стандарты: некоторые аспекты становления // Журнал российского права. 2005. №10.
  5. Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 2002. №24. Ст. 2253.
  6. Макаров Б.А. Альтернативы голосования: Интернет или бюллетень? // Интернет-сайт www.tarasei.narod.ru/read/st2003.6.htm
  7. Макаров Б.А. Альтернативы голосования: Интернет или бюллетень? // Интернет-сайт www.tarasei.narod.ru/read/st2003.6.htm
  8. Половова Е.В. Голосование через Интернет: за и против // Новеллизация избирательного законодательства и актуальные проблемы его применения. Материалы научно-практической конференции. Самара, 2006. Стр. 133.
  9. Костышин М. Проведение государственного голосования в Интернет // Интернет-журнал «Сетевые решения» (www.nestor.minsk.by)
  10. Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными бюллетенями // Журнал "Политический маркетинг". 2002. №1.
  11. Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «ВЫБОРЫ» // Конституционное и муниципальное право. 2006. №8.
  12. Киви Берд. Ложь, наглая ложь и электронные выборы // Журнал «Компьютерра». 2004. №4.
  13. Федеральный закон от 10 января 2003г. «О Государственной автоматизированной системе «Выборы»». Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 172.
© 2002. Sontik.
Hosted by uCoz