Использование современных информационных технологий как гарантия соблюдения избирательных прав граждан
Дурнова И.А., Шлыкова Т.И., Родина О.Ю. Использование современных информационных технологий как гарантия соблюдения избирательных прав граждан // Права человека и их защита в условиях глобализации обновляющегося многополярного мира: международно-правовой и внутригосударственный аспекты: Материалы III Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной 60-летию со дня принятии Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. С. 69.
Статья 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закрепила право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
К сожалению, соответствие проходящих в Российской Федерации выборов вышеуказанным основополагающим принципам избирательного права часто ставится под сомнение. В «Кратком аналитическом докладе об избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы пятого созыва» , подготовленным Национальным центром мониторинга демократических процедур, авторы приходят к выводу, что национальные выборы лишь частично соответствуют международным избирательным стандартам. В частности, выборы 2 декабря 2007 г. не в полной степени соответствовали принципам равного пассивного избирательного права, открытости и гласности выборов, свободных и справедливых выборов.
Широкое распространение современных компьютерных технологий, новейшие разработки в области информационных систем можно использовать в качестве механизма соблюдения избирательных прав человека и гражданина. Некоторые из них уже активно используются на территории России, некоторые находятся в стадии разработки, однако, анализ опыта применения этих систем свидетельствует о том, что они являются эффективными средствами в борьбе с незаконными избирательными технологиями.
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» является автоматизированной информационной системой, реализующей информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдумов. Первое экспериментальное и опытное использование отдельных элементов было произведено еще в 1994 г. С тех пор система претерпела многократные изменения, и сейчас используется для учета избирателей, кандидатов и политических партий, подведения итогов выборов, «нарезки» избирательных округов, контроля финансов и реализации некоторых других задач.
Внедрение ГАС «Выборы» в российскую избирательную систему, в первую очередь, направлено на пресечение неправомерных действий по искажению результатов голосования. На всех этапах подсчет голосов избирателей (за исключением участковых избирательных комиссий, где подсчет осуществляется, как правило, вручную) процесс полностью автоматизирован, и ход подсчета отражается в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в режиме «онлайн».
На участковых избирательных комиссиях в качестве гаранта соблюдения принципа достоверности результатов выборов используются комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы электронного голосования (КЭГ), которые осуществляют автоматических подсчет бюллетеней (голосов) избирателей, исключая произвол членов участковых комиссий .
Повсеместная компьютеризация и широкое распространение сети Интернет предоставляет возможность для введения на территории страны удаленного Интернет-голосования на выборах или референдуме. Ряд стран, такие как Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Эстония, уже применяли технологию Интернет-голосования на выборах различных уровней (от местных до парламентских). Процент голосующих при помощи интернет во всех странах, как правило, низок, однако, не стоит забывать, что все подобные выборы проводятся на уровне социального и правового эксперимента. Наиболее крупным политическим событием, на которых применялась возможность Интернет-голосования, стали выборы Парламента Эстонии в марте 2007 года. Возможностью проголосовать с помощью Интернет воспользовались более 3% всех зарегистрированных избирателей .
Нельзя не отметить удобство подобной процедуры голосования. Избиратель может осуществить свое волеизъявление, не выходя из дома, не покидая место работы или в ближайшем Интернет-кафе. Особенно важно это для людей с ограниченными возможностями или для людей, которые по каким-либо причинам не могут в день голосования посетить избирательный участок (например, находящихся заграницей).
Однако, соответствуя одним из принципов избирательного права, Интернет-голосование нарушает другие. Например, принцип тайного голосования (в условиях Интернет-выборов соблюдение этого принципа становится практически невозможным), принцип гласности (практически полностью исключается общественный контроль за ходом выборов и процессом подсчета голосов) , принцип достоверности результатов (возможны различные неправомерные вмешательство со стороны так называемых «хакеров»).
Таким образом, проведение Интернет-голосования в России требует максимальной осторожности со стороны государства, кроме того оно повлечет необходимость серьезных изменений в избирательное законодательство.
Современные Интернет-технологии и возможности мобильной связи можно использовать для информирования избирателей следующим образом: во-первых, для информирования по вопросам избирательных прав граждан и избирательного законодательства; во-вторых, для публикации информации о деятельности избирательных комиссий в период предвыборной кампании; в-третьих, для информирования населения о выдвигаемых кандидатах, списках кандидатов и их предвыборной программе; в-четвертых, для информирования населения о явке избирателей на выборы, а также об их результатах. Применение этих технологий полностью соответствует действующему Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и способствует активному и осознанному участию граждан в выборах.
Таким образом, активно развивающиеся компьютерные и информационные технологии должны активно использоваться в качестве гарантии соблюдения избирательных прав граждан, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах. Но для этого требуется сотрудничество органов и должностных лиц государства, ученых-конституционалистов, специалистов по разработке информационных систем и международного сообщества.
- «Библиотечка Российской газеты». 1999. Выпуск № 22-23.
- См.: Горбачев М.С., Иванченко А.В., Лебедев А.Е. Краткий аналитический доклад об избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы пятого созыва. М.: Независимый институт выборов. 2008. С. 45-48.
- Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 172.
- См.: Крюков В. Техника подсчета голосов // Компьютерра. 2007. № 11; Автономов А.С., Бузин А.Ю., Иванченко А.В. и др. Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов. М.: Аспект-Пресс, 2006.
- См.: Борисов И.Б. Голосование с использованием интернета // Журнал о выборах. 2006. № 3.
- См.: Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными бюллетенями // Журнал «Политический маркетинг». 2002. №1.
- СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.