Предвыборная агитация в сети Интернет
Дурнова И.А. Предвыборная агитация в сети Интернет // Традиции и новации в системе современного российского права: сборник тезисов. М., 2008. С. 54-56.
Интернет с каждым годом занимает все более значимое место в нашей жизни. На сегодняшний день в России, по данным фонда «Общественное мнение», пользуются Интернетом 26,8 миллионов человек старше 18 лет, то есть около 24% граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом .
Избиратели, общественные объединения, политические партии и кандидаты в депутаты и на иные выборные должности в соответствии с п.1 ст.48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вправе проводить предвыборную агитацию. Насколько проведение агитации посредством Интернет является законным? Ответ на этот вопрос зависит от того, зарегистрирован ли соответствующий Интернет-ресурс в качестве средства массовой информации (СМИ) в установленном законом порядке или нет.
С учетом статей 2 и 24 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» на Интернет-ресурсы, зарегистрированные в качестве СМИ, следует распространять нормы, регламентирующие порядок проведения предвыборной агитации через СМИ.
Если Интернет-ресурс не зарегистрирован в качестве СМИ, размещение на нем агитационных материалов, по сути, является формой выпуска и распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в связи с чем такое размещение должно осуществляться с соблюдением требований статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан».
Рассмотрим более подробно, в каких формах возможна агитация через Интернет.
Во-первых, это публикации в Интернет средствах массовой информации. Ресурсы этой категории – серьезные, регулярно обновляемые сайты.
Во-вторых, создание политическими партиями и кандидатами своих собственных Интернет-представительств.
В-третьих, в качестве формы Интернет-агитации существует возможность прямого общения с избирателями посредством электронной почты (E-mail) или проведение Интернет-конференций (как в письменной форме, так и с использованием видео- и аудио-технологий).
В-четвертых, очень популярным способом в рамках последних избирательных кампаний становится агитация в блогах .
Таким образом, можно сделать вывод, что проведение предвыборной агитации в сети Интернет возможно различными способами и методами и на нее распространяются требования законодательства общие для всех методов проведения предвыборной агитации, с изъятиями которые определяют особенности Интернет-агитации.
Тем не менее, каких-либо специальных норм по регулированию предвыборной агитации в сети Интернет нет, что создает многочисленные проблемы в правоприменительной практике. Для осуществления конкретных шагов по правовому регулированию предвыборной агитации в сети Интернет необходима серьезная законотворческая работа и координация законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, а также независимых экспертов и специалистов в области Интернет-технологий.
- Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 20. Лето 2007 // http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internet0703/int0703
- СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.
- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст.300.
- Блог (от англ. blog, web log - сетевой журнал). Это сетевые дневники, которые ведутся на специальных сайтах, предоставляющих возможности быстрого добавления записей, комментирования, составление списка друзей и т.п.