Правовое регулирование электронного голосованияв Российской Федерации
Дурнова И.А. Правовое регулирование электронного голосования в Российской Федерации // Традиции и новации в системе современного российского права: сборник тезисов. М., 2009. С. 57-58.
Электронное голосование – это электронные выборы или электронный референдум, включающие использование электронных средств как минимум при подаче голосов. Такое определение электронного голосования закреплено в международном нормативно-правовом акте - Рекомендациях R (2004) 11 Комитета Министров стран-участниц по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования, принятых 30 сентября 2004 года .
Электронное голосование сочетает в себе различные формы, способы и методы применения современных информационных технологий в процессе организации и проведения выборов и референдума.
Использование средств электронного голосования при проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации избирательных прав граждан Российской Федерации на основе предоставления избирателям возможности голосовать не только на избирательном участке, но и в ином месте; обеспечения участия в выборах и референдумах всех, имеющих право голосовать, и, в особенности, граждан, проживающих или временно находящихся за рубежом; расширения доступа к избирательному процессу избирателям-инвалидам или тем, кому по иным причинам невозможно физически присутствовать на избирательном участке и использовать имеющиеся там средства; повышения явки избирателей путем предоставления дополнительных каналов для голосования; приведение процесса голосования в соответствие с новыми общественными реалиями и повышение использования новых технологий в качестве средства связи и гражданской активности в целях осуществления демократии; сокращения со временем общих расходов на проведение выборов или референдумов; повышения оперативности и надежности при передаче результатов голосования.
В Российской Федерации применяются различные формы электронного голосования: комплексы обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ), комплексы для электронного голосования (далее - КЭГ), кроме того в настоящий момент в России проводится эксперимент по внедрению Интернет-голосования.
Основными итогами проведенного эксперимента по электронному опросу, проведенного 12 октября 2008 года в городе Новомосковске Тульской области, являются: высокая активность участия граждан в электронном опросе; возросший уровень доверия избирателей к данной форме волеизъявления; значительная степень корреляции официальных результатов с результатами электронного опроса; высокий уровень надежности программно-технических средств, в том числе средств защиты от внешних воздействий, устойчивость узлов и линий связи, задействованных в процессе получения данных и передачи результатов электронного опроса .
Несмотря на положительные итоги эксперимента, есть обоснованные опасения, что Интернет-голосование может нарушать некоторые из основополагающих принципов избирательного права, таких как: принцип тайного голосования (в условиях Интернет-выборов соблюдение этого принципа становится практически невозможным); принцип гласности (затрудняется общественный контроль за ходом выборов и процессом подсчета голосов) ; принцип достоверности результатов (возможны различные неправомерные вмешательства в работу системы) – в связи с чем необходимо законодательно закрепить основные термины и понятия, принципы и формы электронного голосования, ответственность за нарушения законодательства об электронном голосовании.
Комплекс обработки избирательных бюллетеней представляет собой ящик для голосования с оптическим сканером, предназначенным для автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а также печати протокола участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования.
Нет никаких оснований полагать, что при их использовании ранее осуществлялись какие-либо фальсификации. Однако, с учетом практики российских выборов, есть обоснованные опасения, что при массовом использовании автоматических средств голосования и подсчета голосов, результаты могут быть фальсифицированы. Для осуществления контроля за работой КОИБ необходимо законодательно закрепить формы контроля за их использованием: автоматический логический контроль протокола; принятие избирательной комиссией решения о необходимости ручного подсчета голосов; выборочный контрольный пересчет бюллетеней на 7% избирательных участков, но не менее чем на трех избирательных участках .
Более перспективной формой голосования является использование комплексов для электронного голосования. Разработанные КЭГ имеют все необходимые российские сертификаты, они не связаны с Интернетом, благодаря чему надежно ограждены от хакерских атак. При электронном голосовании используется электронный бюллетень, отображаемый на экране КЭГ. Касанием сенсорного экрана или управляя кнопками, избиратель делает свой выбор, тем самым выражая свое волеизъявление.
При отсутствии избирательного бюллетеня материальным носителем волеизъявления является лишь информация, оставленная избирателем в компьютере, поэтому в данном случае невозможен ручной подсчет голосов. Контроль может осуществляться системой автоматически, или избирательной комиссией на основании данных, зафиксированных на контрольной ленте.
Необходимо законодательно закрепить основные положения о проведении Интернет-голосования, поскольку указанная форма голосования является новой для всего мира, и может содержать в себе различные невыясненные угрозы.
Решение о проведении Интернет-голосования должно приниматься исключительно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации своевременно до дня голосования. Оно может осуществляться непосредственно на избирательном участке, через Интернет-киоск и (или) посредством дистанционного (удаленного) Интернет-голосования.
Идентификация избирателя может проводиться членом участковой избирательной комиссии на основании документа, удостоверяющего личность избирателя (при голосовании на избирательном участке), либо при помощи электронного средства, гарантирующего аутентификацию лица.
В качестве средства контроля за достоверностью результатов голосования могут использоваться квитанции, содержащие уникальный код и выбор избирателя или участника референдума. Она может использоваться для индивидуального контроля на основании данных, опубликованных соответствующей избирательной комиссией, либо передаваться соответствующему кандидату, политической партии, инициативной группе референдума, за которую был отдан голос.
По окончанию Интернет-голосования в течение 10 дней соответствующая избирательная комиссия публикует отчет о проведенном Интернет-голосовании, который должен содержать подробную информацию о количестве участников Интернет-голосования, количестве и качестве попыток нарушения процедуры Интернет-голосования, уникальные коды избирателей или участников референдума и соответствующие им голоса.
Кроме того, необходимо установить ответственность за нарушение законодательства об электронном голосовании. Члены избирательных комиссий, комиссий референдума, работники аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также работники, принимающие участие в организации электронного голосования могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности; эти или иные лица, неправомерно вмешивающиеся или предпринявшие попытку вмешательства в работу систем электронного голосования могут быть также привлечены к административной, уголовной или материальной ответственности.
Таким образом, Конституция Российской Федерации, закрепив право граждан на участие в управлении делами государства и основополагающие избирательные права, предоставила широкий простор для дальнейшего совершенствования форм прямой демократии в России, и активно развивающиеся компьютерные и информационные технологии должны использоваться в качестве гарантии соблюдения избирательных прав граждан.
Внедрение современных технологий в российскую избирательную систему должно происходить постепенно, при активном участии общественности и экспертного сообщества, при этом необходимо законодательно обеспечить гарантии при использовании средств электронного голосования . В настоящее время правовое регулирование электронного голосования осуществляется лишь нормативными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которые не составляют стройную систему норм, в связи с чем необходимо в ближайшее время, до внедрения Интернет-голосования в практику российских выборов, принять Федеральный закон «Об электронном голосовании в Российской Федерации».
- Сайт Центральной избирательной комиссии РФ: http://www.cikrf.ru/international/rec_rus.jsp
- См.: Комплексный отчет о проведенном 12 октября 2008 года в городе Новомосковске Тульской области эксперименте по электронному опросу избирателей с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет// Сайт Центральной избирательной комиссии РФ: www.cikrf.ru
- См.: Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными бюллетенями // Журнал «Политический маркетинг». 2002. №1.
- См.: Дурнова И.А. Зарубежный опыт проведения Интернет-выборов и проблемы для России // Информационное право. 2007. № 2.
- См.: Бузин А.Ю. Обеспечение избирательных прав при внедрении технических средств голосования и подсчета голосов // Межрегиональное объединение избирателей: http://www.votas.ru/techn.html
- См.: Автономов А.С., Бузин А.Ю., Иванченко А.В. и др. Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов. М.: Аспект-Пресс, 2006.