ПРАВОВАЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ

Дурнова И.А. Правовая электоральная культура молодежи // Материалы международной научно-практической конференции ученых, студентов, общественности «Вызовы нового времени: Молодежь. Общество. Мораль. Культура». СПб., 2009. С. 79-81.

Во все времена развития Российского государства молодому поколению уделяется самое пристальное внимание. Однако, не смотря на все усилия, уровень участия молодежи в политической жизни страны в целом, и в избирательном процессе в частности, по-прежнему остается довольно низким.

Молодой электорат (в возрасте 18-29 лет) представляет существенный интерес для государства и политических партий, так как по данным Федеральной службы государственной статистики включает более 28 миллионов человек, то есть около 20% процентов всех избирателей. Поэтому абсентеизм со стороны молодых избирателей составляет для государства существенную проблему потому что придает результатам выборов и референдумов различных уровней значительно меньший представительный характер и фактически не обеспечивает решение молодежных проблем с участием представителей молодого поколения.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , гражданин России имеет право избирать, голосовать на референдуме, а также вправе участвовать в других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума (активное избирательное право) по достижении 18-летнего возраста. Но мероприятия по работе с молодежью, направленные на развитие молодежного интереса к процессу организации и проведения выборов, участие молодежи в работе избирательных комиссий всех уровней, повышение уровня доверия к выборам и референдумам, должны проводиться с детьми намного раньше достижения ими 18-летнего возраста – начиная со школьной скамьи.

В настоящее время разработано и применяется большое количество способов и мер по правовому повышению культуры избирателей (участников референдума), направленных на молодых людей. Многие из них предусмотрены Комплексом мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации в Российской Федерации на 2006-2008 годы и аналогичными региональными программами.

Преподавание курса «Избирательное право и процесс». Систематическое правовое просвещение начинается со школьной скамьи и предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о государственном устройстве страны, истории его развития, системе выборов, правах и обязанностях гражданина.

Молодежные парламенты и советы. Последние годы все большей популярностью пользуются такие формы работы с молодежью, как создание молодежных парламентов. Идея молодежного парламента не нова. С 1995 года молодежное парламентское движение вышло на новый уровень: стали создаваться молодежные парламенты на уровне городов, районов и субъектов федерации.

Молодежный парламент – это организационная форма молодежного самоуправления, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития . Это, с одной стороны, одна из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства, а с другой – школа обучения избирательному процессу.

Школьное самоуправление. Практика показала, что эффективной формой вовлечения несовершеннолетних учащихся в демократический процесс является школьное самоуправление. Через организацию избирательной кампании, участие в выборах представителей оказывается помощь подросткам в изучении вопросов избирательного права и процесса. Ролевые и моделирующие игры способствуют приобретению опыта, изучению потребностей сверстников, планированию, принятию решений, поиску средств их реализации, принципиально изменяют отношение школьников к общественным делам.

Проведение олимпиад и конкурсов. Распространенной формой просвещения молодых избирателей является проведение олимпиад и конкурсов по вопросам избирательного права. Широко распространены конкурсы плакатов, рисунков, литературных работ для школьников и студентов.

Проведение деловых и ролевых игр. Проведение деловых и ролевых игр на избирательную тематику – как правило, инициатива местных и региональных молодежных организаций и органов власти.

Использование современных технологий. В последнее время органами государственной власти и общественными объединениями значительное внимание уделяется использованию современных информационных технологий и технических средств для привлечения молодых избирателей.

К таким мероприятием можно отнести: использование Интернет-сайтов органов государственной власти, информационных агентств, Интернет-изданий для публикации информационных сообщений по избирательной тематике; проведение онлайн пресс-конференций с представителями избирательных комиссий, общественных объединений и др.; проведение Интернет-опросов и социологических исследований; реализация компьютерной игры по вопросам избирательного права и процесса для повышения правовой электоральной культуры школьников; реализация программы «Доступ к данным о выборах» через мобильную связь, wap-портал; разработка и рассылка картинок, мелодий, заставок, SMS и MMS-сообщений, побуждающих молодежь прийти на выборы, в том числе информирующие о дате и времени голосования. Все указанные меры в первую очередь направлены на молодых людей в возрасте 18-30 лет, так как именно они являются наиболее активными пользователями сети Интернет, компьютерных и мобильных технологий. Они являются актуальными в свете широкого распространения указанных технологий. Но, к сожалению, подобные мероприятия, как правило, носят разовый характер и направлены на повышение явки молодых избирателей в условиях конкретных выборов, но не способствуют становлению их гражданской и политической позиции.

Перечень способов и мер повышения правовой электоральной культуры молодежи не может быть исчерпывающим, постоянно разрабатываются и применяются и другие меры: поощрение впервые пришедших на голосование, организация клубов молодых избирателей при муниципальных библиотеках, проведение круглых столов и форумов для молодых людей и представителей органов власти и общественных организаций, проведение дискуссионных игр по вопросам избирательного права, избирательного процесса, проблемам участия молодежи в политической жизни общества среди учащихся, проведение «Брейн-рингов», КВН, телешоу и др.

Проблема вовлечения молодежи в избирательный процесс носит комплексный характер и определяется социальными, экономическими, общественно-политическими, идеологическими и иными причинами. Добиться коренного улучшения положения дел можно только объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, системы избирательных комиссий, политических партий и общественных объединений, учреждений образования и культуры, всех других заинтересованных лиц и органов.

Очевидно, что задача повышения электоральной активности не может быть решена только конкретными PR-акциями в период избирательной кампании. Повышение активности молодежи требует ее систематического политического воспитания, начиная со школьной скамьи. Это предполагает не только усвоение общественно-политических знаний о государственном устройстве, системе выборов, правах и обязанностях гражданина, но и овладение навыками политического действия и поведения.

В целом, можно сказать, что комплекс мер, вырабатываемый избирательными комиссиями на федеральном, региональном и местном уровне содержит разнообразные меры и способы привлечения молодых для участия в выборах и референдумах. Вместе с тем анализ федеральных и региональных программ позволяет сделать вывод, что мероприятий, осуществляемых только силами избирательных комиссий и некоторых заинтересованных органов явно недостаточно. Большинство мер направлены лишь на политически и социально активных молодых людей, уровень знаний которых в сфере избирательного права и процесса выше, чем у большинства пассивных школьников и студентов. В этой связи необходимо проведение большого количества массовых мероприятий (КВН, выборов органов школьного самоуправления и молодежных парламентов, лидеров общественных молодежных организаций) и цикла теле- и радиопередач по вопросам избирательного права совместными усилиями избирательных комиссий, образовательных учреждений и общественных организаций. Анализ мероприятий по вовлечению молодежи в избирательный процесс позволяет сделать вывод, что без нестандартных, привлекательных и доступных форм работы добиться повышения правовой культуры молодежи невозможно.

Особенно важным является обеспечение нейтрального характера электоральных акций, то есть исключение возможности использовать те или иные мероприятия лишь для призывов проголосовать за конкретного кандидата или партию, а предоставить молодым право выбора и научить выбирать.

В целом, можно сказать, что перечень проводимых мероприятий, направленных на повышение правовой электоральной культуры молодежи увеличивается год от года. В реализации участвуют органы государственной власти, избирательные комиссии всех уровней, учреждения образования и культуры, молодежные общественные организации. Однако разработка и реализация программ, как правило, носит фрагментарный характер. Необходимо разработать комплексную систему мер по повышению правовой культуры молодежи, так как некоторые социальные слои остаются практически не вовлеченными в процесс повышения правовой культуры.

  1. См.: http://www.gks.ru/free_doc/2006/b06_13/04-07.htm
  2. См.: Яшин А.А. Конституционно-правовые основы участия молодежи в голосовании (в выборах и референдумах). Автореф. Дис. М., 1997. С.3-4.
  3. СЗ РФ от 17.06.2002. №24. Ст. 2253.
  4. Утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 февраля 2006г. №172/1109-4 // www.cikrf.ru
  5. См.: Молодежный парламентаризм России на страницах Интернета. Под ред. Волкова В.П. М., 2006. С.10.
© 2002. Sontik.
Hosted by uCoz