ИНФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА ЧЕРЕЗ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ
Дурнова И.А., Шлыкова Т.И., Родина О.Ю. Информирование избирателей и участников референдума через сеть Интернет // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Часть I. Тольятти, 2009. С. 301-307.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Действующее законодательство не содержит определения «информирование избирателей», тем не менее, в науке разработано несколько дефиниций. Наиболее точным представляется определение С.В. Большакова и А.Г. Головина , что информирование избирателей, участников референдума представляет собой осуществляемую в период избирательной кампании, кампании референдума систематическую деятельность по доведению до сведения избирателей, участников референдума объективной и достоверной информации, связанной с выборами, референдумом, не носящей агитационного характера.
Анализируя нормы действующего законодательства можно выделить цели такого информирования: доведение до сведения избирателей, участников референдума информации о проводимых выборах, референдуме с тем, чтобы обеспечить их осведомленность о дате голосования, установленных законом сроках и порядке избирательных действий и т.д. и, соответственно, возможность их участия в этих выборах, референдуме; доведение до сведения избирателей, участников референдума объективной информации о проводимых кандидатами, избирательными объединениями, иными субъектами избирательного (референдумного) процесса предвыборных мероприятиях; ознакомление избирателей, участников референдума с электоральным настроением определенного круга граждан путем опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумами; обеспечение максимальной информированности граждан обо всех событиях и мероприятиях, связанных с проводимыми выборами, референдумом, способствующей формированию целостной объективной картины текущей избирательной кампании, кампании референдума у избирателей, участников референдума; доведение до сведения избирателей, участников референдума сведений об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, а также сведений о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума.
Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах и избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
В настоящее время количество пользователей Интернета по данным Фонда «Общественное мнение» составляет почти 40 миллионов человек старше 18 лет , в связи с чем Интернет должен быть использован для информирования населения по различным вопросам, в том числе связанных с проведением в стране выборов и референдума.
Последнее время этой проблеме уделяется внимание на различных уровнях. Не случайно Сводный план основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2009 год содержит широкий спектр мер по информированию избирателей по вопросам избирательного права и проведения выборов с использованием сети Интернет: подготовка и размещение на интернет-сайте Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии России электронной библиотеки изданий по вопросам избирательного права и избирательного процесса в целях повышения уровня профессиональной подготовки организаторов выборов (референдумов); создание и ведение молодежного интернет-форума по электоральной проблематике «У тебя есть голос» на интернет-сайте РЦОИТ при ЦИК России; реализация комплекса мер по информационно-аналитическому и методическому обеспечению электронного опроса избирателей с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет; регулярное информационное наполнение и совершенствование сайта РЦОИТ при ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет.
Можно выделить несколько направлений информирования населения по вопросам выборов и референдума.
Во-первых, информирование по вопросам избирательных прав граждан и избирательного законодательства. Предоставление информации здесь возможно в различных формах: от публикации в сети Интернет нормативных правовых актов на сайтах избирательных комиссий, сайтах справочных правовых систем и до создания специальных сайтов и публикации статей по отдельным вопросам избирательного права (например, www.democracy.ru, www.golos.ru и др.).
Во-вторых, публикация информации о деятельности избирательных комиссий в период предвыборной кампании. Для этого необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии и регулярно обновлять сайты Центральной избирательной комиссии и региональных избирательных комиссий.
В-третьих, информирование населения о выдвигаемых кандидатах, списках кандидатов и их предвыборной программе. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» в пункте 10 статьи 48 предусматривает обязанность публикации в Интернет предвыборной программы для политической партии, выдвинувшей кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией. Нельзя не отметить преимущества такой публикации, так как каждый желающий сможет получить к ней доступ с использованием существующих средств поиска в Интернет, однако представляется необходимым размещать указанные программы и на сайтах соответствующих избирательных комиссий.
В-четвертых, информирование может осуществляться посредством рейтингов и опросов общественного мнения. Статья 46 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» указывает на то, что опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, является разновидностью информирования избирателей, участников референдума.
Через Интернет возможно как проведение опросов, так и опубликование их результатов, а также результатов рейтингов. Важным моментом здесь является соблюдение законодательства о выборах о возможных сроках размещения таких материалов.
В-пятых, необходимость информирования населения о явке избирателей на выборы, а также об их результатах. Пункт 5 статьи 74 указанного закона предусматривает обязанность оперативного опубликования данных в Интернет об участии избирателей в выборах, о предварительных и окончательных итогах голосования при использовании государственной автоматизированной системы «Выборы». Пункт 4 статьи 72 предусматривает обязанность течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов разместить в сети Интернет данные, содержащиеся в протоколах всех комиссий об итогах голосования.
Часто источниками предвыборной информации становятся сайты, правдоподобность информации на которых вызывает сомнения, выбор верить или не верить размещенным на подобных сайтах материалам предоставляется самим избирателям. В качестве альтернативы выступают сайты избирательных комиссий.
С конца 2003 г. в соответствии с Постановлением ЦИК РФ от 12 сентября 2003 г. № 25/176-4 «О порядке размещения данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет» , все избирательные комиссии субъектов РФ имеют собственные Интернет-сайты на едином портале Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Ряд избирательных комиссий имел свои сайты и ранее, и часть из них эти сайты сохранила и продолжает обновлять.
Некоторые регионы просто недооценивают колоссальный рост значимости информационных ресурсов всеобщей сети Интернет в нынешних условиях для обеспечения реальных возможностей гражданам воспользоваться своими избирательными правами.
Региональные комиссии в большинстве своем наиболее четко и оперативно обновляют информацию раздела, жестко установленного ЦИК РФ для всех комиссий, в котором в определенной для ГАС «Выборы» форме и объеме фиксируются основные уровни и даты проводимых выборов, участники кампании, результаты народного волеизъявления. Несмотря на некоторые неудобства технического характера при пользовании этим разделом, непродуманности отдельных параметров раздела, единая заданная форма способствует быстрому и адекватному поиску наиболее существенной информации на сайте каждой комиссии.
Остальные разделы и их содержание оставлены на «откуп» самим избирательным комиссиям. Некоторые избирательные комиссии практически не выполняют своих обязанностей по информированию, в том числе в сети Интернет, о важных аспектах различных стадий избирательного процесса, и оставляют эти разделы пустыми либо размещают в них лишь неактуальную для текущих выборов информацию.
Некоторые комиссии, наоборот, помимо обновления информации раздела сайта, заданного ЦИК РФ, имеют дополнительно отдельные региональные сайты, которые по объему информации и ее качеству представляют полную информационную картину текущей кампании, и тем самым значительно упрощают реализацию избирательных прав граждан.
И, наконец, отдельные избирательные комиссии формируют сайты, исходя из собственной оценки значимости тех или иных аспектов избирательного процесса, и размещают отдельную актуальную информацию, как правило, в один раздел, соответствующий уровню выборов. Информация эта в большинстве случаев наиболее общая, выборочная и не дает полной картины текущей избирательной кампании.
Необходимо оценить позитивно тот факт, что практически на всех сайтах избирательных комиссий имеются действующие редакции законов, по которым проводятся текущие выборы; это позволяет ознакомиться с порядком реализации избирательных прав и особенностями региональной избирательной кампании всем избирателям, имеющим доступ в сеть Интернет. На каждом сайте размещены: данные о численности избирателей в данном регионе; в том или ином объеме – сведения о нарезке одномандатных округов, данные об участниках избирательной кампании и результатах текущих выборов. Однако та обязательная форма для фиксации участников кампании и результатов выборов, которая задана ЦИК РФ в разделе «Выборы и референдумы», чрезвычайно неудобна и неудачна для использования и анализа. Поэтому можно положительно оценить факт размещения отдельных списков кандидатов на сайтах комиссий помимо этой заданной формы, что делают большинство избирательных комиссий.
В то же время редкие сайты размещают хотя бы выборочные сведения о финансовой составляющей кампании. Данные о СМИ, которые предоставляют за плату и бесплатно возможность осуществления агитации, также представлены в усеченном объеме и выборочно.
Некоторые комиссии формируют на своих сайтах актуальную новостную ленту об особенностях текущего избирательного процесса и информируют избирателей и кандидатов о проводимых мероприятиях; ряд сайтов обладает значительным архивом сведений о проводимых ранее выборах в регионе, что способствует созданию наиболее полной картины об особенностях осуществления избирательных прав в данном регионе.
Между тем многие комиссии не размещают на своих сайтах даже контактную информацию об избирательных комиссиях нижестоящих уровней, что затрудняет реальную возможность избирателей контактировать с избирательными комиссиями различного уровня в регионе.
Таким образом, несмотря на сравнительно небольшой объем сведений, представленных на большинстве рассматриваемых сайтов региональных избирательных комиссий, нельзя не оценить позитивно тот факт, что практически каждая избирательная комиссия обладает собственным сайтом и размещает хотя бы самые общие сведения о выборах. Благодаря этому делаются определенные шаги в дальнейшем продвижении в сети Интернет информационной составляющей избирательной кампании .
Многие проблемы сайтов избирательных комиссий объясняются отсутствием у них необходимых средств и технической возможности (специалистов, навыков, компьютерной сети, возможностей постоянного выхода в Интернет) .
Отдельное внимание необходимо обратить на сайты общественных объединений, которые осуществляют информирование избирателей во вопросам избирательного права и контроль за проведением справедливых и демократичных выборов.
С появлением сети Интернет найти практически любую информацию о выборах представляется делом нескольких минут, развитие компьютерной техники, помогает избирателям реализовать свое право на информацию. И, несомненно, информирование по вопросам избирательного права в сети Интернет необходимо и дальше развивать.
Таким образом, информирование населения – это одно из основных направлений использования сети Интернет при организации и проведении выборов, в этот процесс вовлечены не только органы государственной власти, но и независимые источники информации.
Необходимой является полная и своевременная публикация нормативных актов и другой справочной информации на сайтах избирательных комиссий, а также контроль за материалами, размещенными в сети Интернет, которые могут ввести в заблуждение избирателей. Для этого представляется необходимым развитие в избирательных комиссиях специальных подразделений, которые будут заниматься сбором и подготовкой информации для размещения в сети Интернет, а также контролем за размещенными материалами.
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.
- См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. М., 2007. С. 40.
- Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 24. Лето 2008 // Фонд «Общественное мнение»: http://bd.fom.ru/report/map/bntergum08/internet/internet0803/int0803
- Утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24 декабря 2008 г. № 142/1049-5 «О Сводном плане основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2009 год» // ЦИК РФ: http://www.cikrf.ru/postancik/Zp081049.jsp
- Вестник ЦИК РФ. 2003. №12.
- См.: Горбачев М.С., Иванченко А.В., Лебедев А.Е. Мониторинг региональных избирательных кампаний 8 октября 2006 года. М., 2006. С. 29.
- См.: Фирсов А.А. Отражение выборов в Интернете // Демократия.Ру: http://www.democracy.ru/article.php?id=167